Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2014 » Январь » 10 » Урока по окружающему миру Тема урока: «Лес и чело�
|
|
|
Урока по окружающему миру Тема урока: «Лес и чело�
План – конспект урока
по окружающему миру Тема урока: «Лес и человек»
Класс - 4 «А»
Учитель - Казакова Валентина Васильевна
Сызрань
2008г.
Цель:
- определить значение растений для человека и представителей живой
природы;
- обратить внимание учащихся на острую экологическую проблему –
уничтожение лесов. Оборудование: картины лесных массивов, электронная презентация по теме урока, слайды, магнитофон, музыкальный фон «Голоса птиц», творческие работы детей.
ТСО: экран на треноге, ноутбук, мультимедийный проектор. ^ Ход урока.
І. Проверка домашнего задания.
Формы проверки: работа в парах по карточкам, взаимопроверка, оценка результатов учащихся, индивидуальный и фронтальный опрос.
Учитель:
- Расскажите об особенностях природы зоны лесов - Какие животные обитают в зоне лесов?
- Почему животные леса так разнообразны?
- Как охраняют животных леса?
Сообщения учащихся: о бересклете, о кедровке на фоне показа слайдов.
  - Жизнь животных зависит от растений. Определите, что изображено на экране.
Докажите, что это цепь питания.

Что общего между этими цепями питания?
Сообщения учащихся о результатах работы в парах, оценивание ответов.
ІІ. Сообщение цели урока
Сегодня на уроке пойдёт речь о значении растений для человека и представителей живой природы, об острой экологической проблеме – уничтожение лесов.
Тема урока Лес и человек
Учащиеся читают стихотворение С.Маршака «Праздник леса» на фоне показа слайдов с использованием музыки «Голоса птиц и леса» .

Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи – держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль. Что мы сажаем, сажая леса?
Лёгкие крылья – лететь в небеса.
Стол. за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь. Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса.
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пёстрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень –
Вот что сажаем в сегодняшний день. Учитель:
- Оглянитесь вокруг. Назовите предметы, родоначальником которых
является дерево.
- Как давно человек начал использовать древесину для своих нужд?
- Как началось истребление человеком лесных массивов?
( Строительство деревьев в лесу, скитов, раскольников, освобождение
площадей под посевы ).
Лес – это не только деревья.
-Что ещё человек полезное находит в лесу?
- Почему на отдых люди стремятся в лес?
- Как дышится в лесу? Почему?
- Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами?
- Составим схему значения леса для природы.
Л    ЕС растения чистый воздух полноводные древесина место отдыха
животные почва водоёмы
грибы
ягоды - Как мы влияем на чистоту воды и полноводность водоёмов, находящихся вблизи лесных массивов?
- Рассмотрите иллюстрации леса.
- Расскажите, как вы отдыхали в лесу?
- Можете сказать, что ваше посещение леса совершенно не принесло ему вреда?
- Что вы делали, чтобы не навредить лесу и его жителям?
Почему всё-таки леса исчезают с лица Земли?
Мы явно не сможем обойтись в быту без всех предметов, которыми себя окружили. Значит, лес обречен на вымирание?
- Есть ли способы восстановления утраченного?
- Что значит, рациональное использование древесины?
- Что вы можете посоветовать взрослым для сохранения леса?
- Леса называют «лёгкими нашей планеты». И не зря. Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа.
- Подсчитано, что 1 га леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек.
- растения насыщают воздух фитонцидами – летучими веществами, убивающими болезнетворные бактерии. И не случайно в лесах, именно в сосновых лесах, строят санатории, профилактории, турбазы, оздоровительные лагеря.
- Вокруг г.Сызрани расположено много сёл: Старая Рачейка, Жемковка, Заборовка, Рамено, Майорское, Муранка. Всем вам известны оздоровительные лагеря, в которых вы отдыхали: «Рассвет», «Дубки», «Планета дружбы» и поправляли своё здоровье.
- Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
Физкультминутка.
^ Мы туристы, мы в пути
Веселей шагайте ноги
Легче выдох, глубже вдох
Путь не близок, не далёк
Впереди течёт ручей
Перепрыгнем поскорей.
- Хорошо очищают воздух леса, расположенные возле городов и вдоль дорог.
- А как решается проблема очистки воздуха в промышленных городах, например, в нашем городе?
- Какой можно сделать вывод из всего сказанного? Какое значение имеет лес? (лес очищает воздух)
- И не только. ( дети рассказывают дальше о значении леса и на экране появляется схема:
^ Значение леса
Дом для растений, животных, грибов.
Защитник воздуха, водоёмов и почв. Место для отдыха человека. Источник ягод, грибов, лекарственных
растений.
Источник древесины. Учащиеся поочерёдно читают предложения по схеме.
- Почему на сегодняшний день так остро стоит экологическая проблема – уничтожение лесов? (люди вырубают леса из-за древесины)

- Учёные подсчитали, что за 1 минуту люди вырубают 20 га леса. А сколько вырубят за 10 минут? А за час?
- Что получают из древесины? (строительные материалы, лаки, краски, пластмассы, бумагу)
- В настоящее время древесина превратилась в универсальный материал, из которого получают 15-20 тысяч различных предметов, продуктов и изделий. Особенно широко используется древесина в химической промышленности.
- Какой можно сделать вывод из всего сказанного? Как использовать леса?
Вывод: нужно бережно и по-хозяйски использовать леса, а вырубленные обязательно восстанавливать.
Решение изобретательской задачи про ель, заданную на дом.
Как предотвратить порубку молодых ёлок перед новым годом, не прибегая к штрафам? (ответы детей)
- Кроме вырубки, по какой ещё причине исчезают леса? (от пожаров)
- И что же зависит от каждого из нас?
ІV. Чтение текста на стр.73. «Что зависит от каждого.» Рассказ лесника.
-Думая об охране природы, человечество прежде всего должно заботиться о сохранении лесов и другой растительности

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
(на фоне слайдов и музыкального сопровождения) - Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: V. Закрепление. Проверка знаний с использованием ИКТ.
Наш лес. Тест 64.
1. Почему лес «лёгкие планеты» ?
а) деревья дышат
б) деревья выделяют кислород
в) деревья выделяют вредные вещества
2. Что значит использовать лес по хозяйски.
а) вырубать лес
б) истреблять животных
в) поддерживать равновесие в лесу
3. Какое из правил поведения в лесу ошибочно ?
а) костёр разжигай в установленном месте
б) для костра ломай ветки деревьев
в) убирай мусор за собой
г) не рви без надобности цветы и траву.
4. Выбери животное занесённое в Красную книгу:
а) белка
б) волк
в) рысь
г) бурый медведь
5. Какие материалы невозможно приготовить, используя деревья ?
а) бумагу
б) резину
в) пластмассу
г) древесину.
6. Для чего служат лесополосы ?
а) для защиты полей от ветра
б) для заготовки древесины
в) для красоты.
7. Растения, занесённые в Красную книгу нужно:
а) пересаживать на клумбу
б) использовать для изготовления букетов
в) оберегать
г) срывать на память
8. Насекомых, живущих в коре деревьев необходимо:
а) уничтожать, как вредителей
б) не трогать, так как это пища для птиц
в) разводить, чтобы был корм для птиц.
- Какая основная главная мысль красной нитью прошла через весь урок?
- Какое значение имеет лес?
- Каковы основные причины уничтожения лесов?
Выставление оценок учащимся за работу на уроке с анализом их ответов.
-Кто активнее всего работал на уроке?
V. Дома: стр. 70-75.
Задания:
-Подумайте, какие бы правила поведения в природе вы предложили?
-Как добиться, чтобы все к природе относились бережно?
|
|
|
Просмотров: 679 |
Добавил: thaddess
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Календарь |
« Январь 2014 » |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | |
|